Критерии и нормы оценки знаний ООП ООО ФГОС Русский язык Оценка устных ответов. Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа. Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90 — 100 слов, для VI класса — 100—1 10, для VII класса — 1 10—120, для VIII класса— 120—150, для IX класса— 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15—20, для VI класса — 20—25, для VII класса — 25 — 30, для VIII класса — 30 — 35, для IX класса — 35 — 40. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2 — 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VII классе 20 различных орфограмм и 4 — 5 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм. В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках). В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах — не более 7 слов, в VIII —IX классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объект текста, рекомендованный для предыдущего класса. При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: в переносе слов; на правила, которые не включены в школьную программу; на еще не изученные правила; в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; в передаче авторской пунктуации. Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки: в исключениях из правил; в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами; в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; в написании ы и и после приставок; в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.); в собственных именах нерусского происхождения; в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание . Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. Диктант оценивается одной отметкой. Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки. Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок. В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим. Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий. Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий. Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим. Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок. Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки. Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки. Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе — 100—150 слов, в VI классе — 150—200, в VII классе — 200 — 250, в VIII классе — 250 — 350, в IX классе — 350 — 450 слов. Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5—1,0 страницы, в VI классе — 1,0—1,5, в VII классе — 1,5 — 2,0, в VIII классе — 2,0 — 3,0, в IX классе — 3,0 — 4,0 страницы. К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. С помощью сочинений и изложений проверяются: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических. Оценка Основные критерии оценки Содержание и речь Грамотность «5» Содержание работы полностью соответствует теме. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. ошибка (негрубая) Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета «4» Содержание работы в основном соответствует теме Допускаются: 2 орфографические и 2 (имеются незначительные отклонения от темы). пунктуационные ошибки, или 1 Содержание в основном достоверно, но имеются орфографическая и 3 пунктуационные единичные фактические неточности ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при Имеются незначительные нарушения отсутствии орфографических ошибок, а последовательности в изложении мыслей. также 2 грамматические ошибки Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов «3» В работе допущены существенные отклонения от темы. Допускаются: 4 орфографические и 4 ошибки, или 3 Работа достоверна в главном, но в ней имеются от пунктуационные дельные фактические неточности. орфографические ошибки и 5 ошибок, или 7 Допущены отдельные нарушения последовательности пунктуационных изложения. пунктуационных при отсутствии Беден словарь и однообразны употребляемые орфографических ошибок синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в 1.Работа не соответствует теме. Допускаются: 7 орфографических и 7 содержании и 5 речевых недочетов ошибок, или 6 2.Допущено много фактических неточностей. пунктуационных 3.Нарушена последовательность изложения мыслей во орфографических и 8 пунктуационных всех частях работы, отсутствует связь между ними. ошибок, или 5 орфографических и 9 Часты случаи неправильного словоупотребления. пунктуационных ошибок, или 8 4.Крайне беден словарь, работа написана короткими орфографических и 6 пунктуационных однотипными предложениям со слабо выраженной ошибок, а также 7 грамматических ошибок связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5.Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов. «2» Примечания: При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 — 3 — 2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4 — 4, 4 — 6—4, 4 — 4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя, по остальным показателям оно написано удовлетворительно. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов». IV. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида. V. ОЦЕНКА ТЕСТОВЫХ РАБОТ Тест 10-15 вопросов используется для периода контроля. Тест 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. 10 вопросов 10 – «5» 7-9 – «4» 5-6 – «3» Меньше 5 – «2» 30 вопросов 27- 30 – «5» 21 – 26 – «4» 15 – 20 – «3» Меньше 15 – «2» Критерии оценивания контрольных работ с бально-рейтинговой системой «5» 91-100% от максимального количества баллов «4» 71-90% от максимального количества баллов «3» 50-70% от максимального количества баллов «2» 0-50% от максимального количества баллов Английский язык Чтение и понимание иноязычных текстов Основным показателем успешности овладения чтением является степень извлечения информации из прочитанного текста. В жизни мы читаем тексты с разными задачами по извлечению информации. В связи с этим различают виды чтения с такими речевыми задачами как понимание основного содержания и основных фактов, содержащихся в тексте, полное понимание имеющейся в тексте информации и, наконец, нахождение в тексте или ряде текстов нужной нам или заданной информации. Поскольку практической целью изучения иностранного языка является овладение общением на изучаемом языке, то учащийся должен овладеть всеми видами чтения, различающимися по степени извлечения информации из текста: чтением с пониманием основного содержания читаемого (обычно в методике его называют ознакомительным), чтением с полным пониманием содержания, включая детали (изучающее чтение) и чтением с извлечением нужной, либо интересующей читателя информации (просмотровое). Совершенно очевидно, что проверку умений, связанных с каждым из перечисленных видов чтения, необходимо проводить отдельно. Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное) Оценка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная. Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедлен. Оценка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, и у него совсем не развита языковая догадка. Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику. Чтение с полным пониманием содержания (изучающее) Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ). Оценка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю. Оценка «3» ставится, если ученик понялтекст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки. Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре. Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое) Оценка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию. Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации. Оценка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации. Оценка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте. Понимание речи на слух (аудирование) Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение основной или заданной ученику информации. Оценка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио и телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи (например, найти ту или иную радиопередачу). Оценка «4» ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации. Оценка «3» свидетельствует, что ученик понял только 50 % текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу. Оценка «2» ставится, если ученик понял менее 50 % текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу. Говорение Говорение в реальной жизни выступает в двух формах общения: в виде связных высказываний типа описания или рассказа и в виде участия в беседе с партнером. Выдвижение овладения общением в качестве практической задачи требует поэтому, чтобы учащийся выявил свою способность как в ппродуцировании связных высказываний, так и в умелом участии в беседе с партнером. При оценивании связных высказываний или участия в беседе учащихся многие учителя обращают основное внимание на ошибки лексического, грамматического характера и выставляют отметк кии, исходя только исключительно из количества ошибок. Подобный подход вряд ли можно назвать правильным. Во-первых, важными показателями рассказа или описания являются соответствия темы, полнота изложения, разнообразие языковых средств, а в ходе беседы - понимание партнера, правильное реагирование на реплики партнера, разнообразие своих реплик. Только при соблюдении этих условий речевой деятельности можно говорить о реальном общении. Поэтому все эти моменты должны учитываться, прежде всего, при оценке речевых произведений школьников. Во-вторых, ошибки бывают разными. Одни из них нарушают общение, т. е. ведут к непониманию. Другие же, хотя и свидетельствуют о нарушениях нормы, но не нарушают понимания. Последние можно рассматривать как оговорки. В связи с этим основными критериями оценки умений говорения следует считать: соответствие теме, достаточный объем высказывания, разнообразие языковых средств и т.п., а ошибки целесообразно рассматривать как дополнительный критерий. Высказывание в форме рассказа, описания Оценка«5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов (отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения. Оценка «4» выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в большей степени высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты. Оценка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был довольно замедленным. Оценка «2» ставится ученику, если он только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объему (не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра. Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнерами. Участие в беседе При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств в данном случае предоставляется учащемуся. Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию. Оценка «4» ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию. Оценка «3» выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению. Оценка «2» выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась. Оценка диктантов Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим: Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок. Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки. Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки. Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. Критерии оценивания тестовых работ Среди тестовых заданий на лексику и грамматику представлены закрытые, полуоткрытые и открытые тесты. В закрытых тестах учащимся предлагается вставить пропущенное слово (словосочетание или часть предложения) из предложенного в уже заданной форме. В полуоткрытом тесте учащимся предстоит выбрать слово и подставить его в нужную грамматическую форму. В открытом тесте учащимся предлагается самим догадаться и вставить по смыслу пропущенное слово. Таким образом, в зависимости от сложности предложенного задания на уроке осуществляется принцип дифференциации и индивидуализации. Также допускается за письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные диктанты, тесты) вычислять отметку исходя из процента правильных ответов: Для учащихся 5-7 классов Самостоятельные работы, Виды работ Контрольные работы Тесты словарные диктанты оценка «2» менее 49% оценка «3» от 50% до 69% оценка «4» от 70% до 84% оценка «5» от 85% до 100% Для учащихся 8-9 класов менее 49% менее 49% от 50% до 69% от 70% до 84% от 85% до 100% от 50% до 69% от 70% до 84% от 85% до 100% Виды работ Контрольные работы Самостоятельные словарные диктанты оценка «2» менее 65% менее 65% работы, Тесты менее 65% оценка «3» от 66% до 75% от 66% до 75% от 66% до 75% оценка «4» от 76% до 89% от 76% до 89% от 76% до 89% оценка «5» от 90% до 100% от 90% до 100% от 90% до 100% Проверка выполненных работ осуществляется следующим способом: варианты ответов, указанных в бланке ответов, проверяют по «ключам»- правильным вариантам ответов; каждое правильное выполненное задание оценивается в 1 балл; каждое не выполненное задание или выполненное с ошибкой оценивается в 0 баллов; задание считается выполненным, если учащийся указал все правильные варианты ответов. Оценка Устная речь (количес тво ошибок) 5 4 3 2 Примечания 0-2 3-4 5-6 7- Письменны е Аудирование Чтение работы (количество ошибок) (количес тво (количеств о ошибок) ошибок) 0-2 0-1 0-2 3-5 2 3-4 6-7 3-4 5-6 857- Грамматик а/ лексика (количеств о ошибок) 0-1 2-4 5-6 7- При оценивании устной речи учитываются произносительные навыки, скорость речи, грамотность речи, лексическое наполнение сообщения, речевое общение и раскрытие темы. При оценивании письменных работ учитываются знания и умения по изученным грамматическим и лексическим темам, типы допущенных ошибок, при написании сочинения – раскрытие темы, грамотность, лексическая насыщенность, объем сочинения. При оценивании аудирования учитывается каждый правильный ответ - один балл. При оценивании чтения учитываются произносительные навыки, скорость, интонация, понимание, навыки пересказа. При оценивании лексики/грамматики во время выполнения контрольных заданий учитываются типы допущенных ошибок. Критерии оценивания практических работ Практическая работа на уроке английского языка представляет собой индивидуальную работу обучающихся с карточками. Данный вид работы может быть устным, письменными и комбинированным. Практическая работа направлена на контроль сформированности знаний, умений по определенной теме, поэтому данные работы оцениваются в соответствии с критериями, выдвинутыми к различным видам речевой и языковой деятельности. Критерии оценивания проектных работ Вид речевой деятельност и Презентаци я результатов проектной деятельност и Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» ставится ученику, который сумел: 1. описать события/факты/явлен ия письменно; 2. сообщить информацию, излагая ее в определенной логической последовательности (устная защита проекта.) 3. обобщить информацию, полученную из разных источников, выражая собственное мнение/суждение; 4. составить тезисы или развернутый план выступления. Высказывание было выстроено в определенной логике. Оно было связным и логически последовательным. Проектная работа предусматривала наличие творческого мышления и нестандартные способы решения коммуникативной задачи. Предлагаемое высказывание по защите проектной работы отличалась ставится ученику, который сумел: 1. описать события/факты/явлен ия письменно; 2. сообщить информацию, излагая ее в определенной логической последовательности (устная защита проекта) в объёме 2/3 от предусматриваемого программой на определённом году обучения: 3. обобщить информацию, полученную из разных источников, выражая собственное мнение/суждение; 4. составить тезисы или развернутый план выступления. Высказывание было выстроено в определенной логике. Оно было связным и логически последовательным. Проектная работа предусматривала наличие творческого мышления и нестандартные способы решения коммуникативной ставится ученику, который сумел: 1. описать события/факты/явлен ия письменно в объёме 50% (предел) от предусматриваемого программой на данном году обучения; 2. сообщить информацию при опоре на собственный письменный текст, излагая ее в определенной логической последовательности (устная защита проекта) в объёме 50% от предусматриваемого программой на определённом году обучения; 3. составить тезисы или план выступления. Учащийся сумел в основном решить поставленные коммуникативные задачи, но диапазон языковых средств был ограничен. Проектная работа не отличалась Оценка «2» ставится ученику, который сумел описать и изложить события/факты/явлен ия письменно и сообщить информацию в очень малом объёме. Наблюдалось использование минимального количества изученной лексики. Учащийся допускал многочисленные языковые ошибок, нарушившие понимание, в результате чего не состоялась защита проекта. оригинальностью и полнотой высказывания. Языковые средства были употреблены правильно, отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны (1-4). Используемая лексика соответствовала поставленной коммуникативной задаче. Высказывание отличалось широким диапазоном используемой лексики и языковых средств, включающих клише и устойчивые словосочетания. Демонстрировалось умение преодолевать лексические трудности. При наличии ошибки отвечающий сам ее исправлял (в данном случае принимается ликвидация ошибки самим учащимся). Использовались простые и сложные грамматические явления в различных сочетаниях, разные грамматические времена, простые и сложные предложения. Письменное высказывание было понятно слушателям. задачи. Языковые средства были употреблены правильно, однако наблюдались языковые ошибки, не нарушившие понимание содержания (допускается 5-8-10). Используемая лексика соответствовала поставленной коммуникативной задаче. Высказывание отличалось широким диапазоном используемой лексики и языковых средств, включающих клише и устойчивые словосочетания. Демонстрировалось умение преодолевать лексические трудности. Однако были сделаны отдельные языковые ошибки(3-5),не нарушающие понимание. При наличии ошибки отвечающий сам мог её исправить (в данном случае принимается ликвидация ошибки самим учащимся). Использовались простые и сложные грамматические явления в различных сочетаниях, разные грамматические времена, простые и сложные предложения. Устное высказывание было понятно слушателям. оригинальностью и полнотой высказывания. Ученик допускал значительные языковые ошибки, значительно нарушавшие понимание. При исправлении ошибок ему требовалась посторонняя помощь. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Математика Оценка письменных работ учащихся по математике. Содержание и объём материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять её на практике знакомых и незнакомых ситуациях. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочёты. Ошибка – это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел знаниями или умениями (в рамках контролируемого раздела или темы), которые определены программой по математике для средней школы. К ошибкам относят погрешности, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств алгоритмов, неумение их применять. К ошибкам относят также вычислительные ошибки, если они не являются описками и привели к искажению или существенному упрощению задачи. «Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. Недочётом считают погрешность,указывающуюна недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, или на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным. К недочетам относятся описки, недостаточность или отсутствие необходимых пояснений, небрежное выполнение чертежа (если чертеж является необходимым элементом решения задачи), орфографические ошибки при написании математических терминов. Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ,, последовательно и аккуратно записано решение. Кроме того, учитель может повысить оценку за оригинальное решение задачи, которое свидетельствует о высоком математическом развитии учащегося. Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможно одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала) Отметка « 4 » ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шага решения недостаточны (если умение обосновать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если все эти работы не являлись специальным объектом проверки). выполнено без недочётов не менее трёх четвёртых заданий. Отметка « 3 » ставится, если: допущены более одной ошибки или более трёх недочётов в выкладках, чертежах и графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; без недочетов выполнено не менее половины работы. Отметка « 2 » ставится, если: допущены существенные ошибки, показывающие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере. правильно выполнено менее половины работы. Допускается за письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, тесты) вычислять отметку исходя из процента правильных ответов: Для учащихся 5-7 классов Оценка Проценты оценка «2» менее 49% оценка «3» от50% до69% оценка «4» от70% до84% оценка «5» от85% до 100% Для учащихся 8-9 классов Оценка Проценты оценка «2» менее 65% оценка «3» от 66% до 75% оценка «4» от76% до89% оценка «5» от 90% до 100% Оценка устных ответов. Ответ оценивается отметкой « 5 », если ученик: полностью раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой; изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой « 4 », если работа ученика удовлетворяет в основном требованиям на отметку « 5 »,но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие математическое содержание ответа; допущены один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка « 3 » ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определённые: «Требованиями к математической подготовке учащихся»); имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. Отметка « 2 » ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. Особенности оценки в контексте ФГОС Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельному предмету (математике, алгебре, геометрии). Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по математике с учетом: владения предметными понятиями и способами действия; умения применять знания в новых условиях; системности знаний. Следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебнопознавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий: приводить необходимые пояснения; выстраивать цепочку логических обоснований; сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; критически осмысливать полученный результат; точно и полно отвечать на поставленный вопрос. Информатика Оценивание письменных работ по информатике. Содержание и объём материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять её на практике знакомых и незнакомых ситуациях. Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение. Кроме того, учитель может повысить оценку за оригинальное решение задачи, которое свидетельствует о высоком развитии учащегося. Отметка «5» ставится, если: работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов и ошибок; в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если все эти работы не являлись специальным объектом проверки). Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах и графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере. Допускается за письменные работы (контрольные работы, самостоятельные работы, тесты) вычислять отметку исходя из процента правильных ответов: Для учащихся 5-7 классов Оценка Проценты оценка «2» менее 49% оценка «3» от50% до69% оценка «4» от70% до84% оценка «5» от85% до 100% Для учащихся 8-9 классов Оценка Проценты оценка «2» менее 65% оценка «3» от 66% до 75% оценка «4» от76% до89% оценка «5» от 90% до 100% Оценка устных ответов учащихся Ответ оценивается отметкой «5» если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих влпросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя; Ответ оценивается отметкой «4» если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, легко исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные требованиями к подготовке учащихся). Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких Критерии оценок при выполнении практических заданий на компьютере: Отметка «5» ставится, если: работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески; Отметка «4» ставится, если: работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид аккуратный; Отметка «3» ставится, если: работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); оформлено небрежно или не закончено в срок; Отметка «2» ставится, если: ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, оформлено небрежно и имеет незавершенный вид. Особенности оценки в контексте ФГОС Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по информатике с учетом: владения предметными понятиями и способами действия; умения применять знания в новых условиях; системности знаний. Следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебнопознавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий. Основные метапредметные результаты по информатике: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции). владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.; получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов; умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность; владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами информационных и коммуникационных технологий; умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта. История Нормы оценки знаний учащихся по истории (устный, письменный ответ) Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения: осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах; логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику; соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира; анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма; давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности); сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение; применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества; толковать содержание основных терминов исторической и общественно- политической лексики; демонстрировать знание основных дат отечественной истории; составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала; оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды); читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени; преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица); Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла; демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат; дает определения прозвучавшим при ответе понятиям; не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся демонстрирует общие представления об историческом процессе; путается в датах, допускает неточности в определении понятий; показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений; отсутствует логически построенный и продуманный ответ; не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории; не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме; Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать. Нормы оценок работы с историческим источником Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему; сопоставил факты нескольких исторических источников; применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.) для объяснения содержания исторического источника; дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии; привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему; аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт. Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся определил тип источника и историческую эпоху его появления; извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему; сопоставил факты нескольких исторических источников; прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии; привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою позиции. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся не узнал тип источника, но указал примерное время его появления; на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать; попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника; не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы; не увидел проблему и не смог ее сформулировать; пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания. Нормы оценок работы с исторической картой Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся читает легенду карты; правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию; раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты; правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте. Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся допускает неточности при чтении легенды карты; описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины; затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений; не в полном объеме выполняет задания по контурной карте. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации; не соотносит историческую информацию с картой; не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не умеет читать легенду карты; не распознает историческую информацию, представленную на карте; отказался работать с контурной картой. Оценка самостоятельных письменных работ. Отметка "5" ставится, если ученик: Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы. Оценка тестовых работ Для учащихся 5-7 классов Виды работ Тесты оценка «2» менее 49% оценка «3» оценка «4» оценка «5» от 50% до 69% от 70% до 84% от 85% до 100% Для учащихся 8-9 классов Виды работ Тесты оценка «2» менее 65% оценка «3» оценка «4» оценка «5» от 66% до 75% от 76% до 89% от 90% до 100% Обществознание Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения: осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах; логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по источнику; анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма; сопоставлять различные точки зрения на события, обосновывать свое мнение; применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества; толковать содержание основных терминов общественно - политической лексики; составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала; преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица); Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего смысла; демонстрирует знание причинно-следственных связей дает определения прозвучавшим при ответе понятиям; не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с источником. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся демонстрирует общие представления о процессе; допускает неточности в определении понятий; показывает верное понимание отдельных элементов на основе частичного использования необходимых умений; отсутствует логически построенный и продуманный ответ; не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме; Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать. Нормы оценок работы с источником Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся установил тип источника и время (дату) его появления; извлек из источника информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему; сопоставил факты нескольких исторических источников; применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (история, география, искусство и т.д.) для объяснения содержания источника; дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии; привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему; аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт. Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся определил тип источника и историческую эпоху его появления; извлек из источника информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему; сопоставил факты нескольких источников; прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии; привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою позиции. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся не узнал тип источника, но указал примерное время его появления; на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать; попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника; не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы; не увидел проблему и не смог ее сформулировать; пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания. Оценка самостоятельных письменных работ. Отметка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы. Оценка тестовых работ Для учащихся 5-7 классов Виды работ Тесты оценка «2» менее 49% оценка «3» оценка «4» оценка «5» Для учащихся 8-9 классов от 50% до 69% от 70% до 84% от 85% до 100% Виды работ Тесты оценка «2» менее 65% оценка «3» оценка «4» оценка «5» от 66% до 75% от 76% до 89% от 90% до 100% Естественнонаучные предметы Устные ответы Оценка Критерии «5» Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника; Четко и правильно грамотным языком в определенной логической последовательности даны определения и раскрыто содержание понятий, правил, законов, взаимосвязей; верно использованы научные термины; Ученик показал умение иллюстрировать теоретические знания конкретными примерами, графиками и др.; правильное использование карт, таблиц, диаграмм, схем, приборов и т.п.; Сделаны верные выводы из сказанного, подведен итог (сделано заключение); Ответ самостоятельный с опорой на ранее полученные знания и дополнительные сведения «4» Ответ в основном удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, полный и правильный; Имеются неточности в определении понятий, допущены незначительные нарушения и 1-2 несущественные ошибки при изложении материала, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях «3» Недостаточно полно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, взаимосвязей, научной терминологии; ошибки в объяснения формул, графиков, диаграмм; недостаточное владение картой, Не использовались в качестве доказательств выводы и обобщения или допущены не более 2 существенных ошибок при их изложении; Ошибки исправляются учеником после наводящих вопросов учителя «2» При ответе обнаружено незнание или непонимание учащегося большей или наиболее важной части основного содержания учебного материала; Допущены существенные ошибки в определении понятий, законов и т.п., использовании терминологии; Ошибки не исправляются и не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя Оценка ответов учащихся при проведении лабораторных и практических работ «5» ставится в следующем случае: -- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении; -- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда; -- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей. «4» ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы. «3» ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной/практической работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки. «2» ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной/практической работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. Оценка ответов учащихся при проведении тестов, контрольных работ Также допускается за письменные работы (контрольные работы, тесты) вычислять отметку исходя из процента правильных ответов: Для учащихся 5-7 классов Виды работ Контрольные работы Тесты оценка «2» менее 49% менее 49% оценка «3» от 50% до 69% оценка «4» от 70% до 84% оценка «5» от 85% до 100% Для учащихся 7-8 классов от 50% до 69% от 70% до 84% от 85% до 100% Виды работ Контрольные работы Тесты оценка «2» менее 65% менее 65% оценка «3» от 66% до 75% от 66% до 75% оценка «4» от 76% до 89% от 76% до 89% оценка «5» от 90% до 100% от 90% до 100% Татар теле һәм әдәбияты буенча язма эшләрне һәм телдән җавапларны бәяләү критерийлары Татар төркеме Контроль диктантны бәяләү нормалары. Эш пөхтә башкарылса, хатасы булмаса, “5”ле куела (1 орфографик, 2пунктуацион хата булырга мөмкин). 2 орфографик, 2 пунктуацион яки 1 орфографик ,4 пунктуацион хаталы эшкә “4”ле куела. 4 орфографик, 4 пунктуацион яки 3 орфографик, 4 пунктуацион хаталы эшкә “3”ле куела. 6 орфографик ,5 пунктуацион яки 5 орфографик, 8 пунктуацион хаталы эшкә “2”ле куела. *Искәрмә:контроль диктантта укучы тарафыннан төзәтүләр күп булса, билге 1 баллга төшәргә мөмкин. Биремне үтәү буенча бәяләү нормалары. “5”- хатасыз,барлык төр биремнәрне дә үтәгән (1 төгәлсезлек булырга мөмкин); “4”- биремнәр үтәлгән ,2 төгәлсезлек бар; “3”- биремнәр өлешчә үтәлгән(яки 3-4 төгәлсезлек бар); “2”- биремнәр дөрес үтәлмәгән яки бөтенләй эшләнмәгән(яки4-5тән күбрәк төгәлсезлек бар). Сорауларга җавап язуны бәяләү: 1.Барлык сорауларга да дөрес җавап бирелсә, «5» ле куела (бер сөйләм хатасы яки бер пунктуацион хата булырга мөмкин). 2.Сорауларга дөрес җавап бирелсә, ләкин ике сөйләм хатасы, өч орфографик, ике пунктуацион хата яки ике сорауга җавап язганда төгәлсезлек җибәрелсә, «4» ле куела. 3.Язма эштә сорауларга җавап бирә белү күнекмәләре сизелсә, өч сөйләм хатасы, дүрт орфографик, биш пунктуацион хата булса, «3» ле куела. 4. Җавапларның яртысы дөрес булмаса, сөйләм хаталары өчтән артса, биш орфографик, алты пунктуацион хатасы булса, «2» ле куела. Сүзлек диктантын бәяләү. Пөхтә итеп язылган, хатасы булмаган эшкә «5» ле куела. Бер орфографик хаталы эшкә «4» ле куела. Өч орфографик хаталы эшкә «3» ле куела. Биш орфографик хаталы эшкә «2» ле куела. Изложениене бәяләү. Тема тулысынча ачылган, фактик һәм техник хаталары булмаган, стиль бердәмлеге сакланган эшкә «5» ле куела. (Бер орфографик, ике пунктуацион яки ике грамматик хатасы булырга мөмкин.) Текстның эчтәлеге темага нигездә туры килсә, фикерне белдерүдә зур булмаган ялгышлыклар җибәрелсә, бер-ике фактик, бер-ике техник хатасы булса, ике орфографик, ике-өч пунктуацион, бер грамматик хатасы булган эшкә «4» ле куела. Язмада эчтәлек эзлекле бирелмәсә, стиль бердәмлеге сакланмаса, өч фактик, ике-өч техник хатасы булса, өч орфографик, дүрт пунктуацион, ике грамматик хатасы булган эшкә «3» ле куела. Эзлеклелек, стиль бердәмлеге сакланмаса, язма эш планга туры килмәсә, фактик һәм техник хаталары күп булса, орфографик хаталарның саны дүрттән, пунктуацион хаталарның саны биштән, грамматик хаталар саны өчтән артса, «2» ле куела. Сочинениене бәяләү 1.Язманың эчтәлеге темага тулысынча туры килсә, фактик ялгышлары булмаса, бай телдә, образлы итеп язылса, стиль бердәмлеге сакланса, «5» ле куела. (Бер орфографик яисә ике пунктуацион (грамматик) хата булырга мөмкин.) 2.Язманың эчтәлеге нигездә темага туры килсә, хикәяләүдә зур булмаган ялгышлыклар күзәтелсә, бер-ике фактик хата җибәрелсә, теле бай, стиль ягы камил булып, ике орфографик, өч пунктуацион (грамматик) яисә бер-ике сөйләм ялгышы булса, «4» ле куела. 3.Эчтәлекне бирүдә җитди ялгышлар, аерым фактик төгәлсезлекләр булса, хикәяләүдә эзлеклелек югалса, сүзлек байлыгы ярлы булса, стиль бердәмлеге дөрес сакланмаган җөмләләр очраса, өч орфографик, дүрт пунктуацион (грамматик) яисә өч-дүрт сөйләм хатасы булса, «3» ле куела. 4.Язма темага туры килмичә, фактик төгәлсезлекләр күп булып, план нигезендә язылмаса, сүзлек байлыгы бик ярлы булса, текст кыска һәм бер типтагы җөмләләрдән торып,сүзләр дөрес кулланылмаса, стиль бердәмлеге сакланмаса, биш орфографик, сигез пунктуацион (грамматик) яисә дүрт—алты сөйләм хатасы булса, «2» ле куела. Рус төркеме Тыңлап аңлауны бәяләү критерийлары: Программада тәкъдим ителгән эчтәлек нигезендә төрле төрдәге тыңлап аңлау күнегүләрен үти белү; сүзләрне, җөмләләрне аңлап тәрҗемә итә белү; зур булмаган аутентив яки адаптацияләнгән әдәби әсәрләрдән өзекләрне, мәгълүмати характердагы текстларны, вакытлы матбугат язмаларын тыңлап аңлап, эчтәлеге буенча фикер әйтү, аралашуга чыгу. Тыңлап аңлау күнегүләренең вакыт ягыннан яңгырау озынлыгы: 5 сыйныф – 0,5-0,7 минут, 6 сыйныф – 0,7-0,8 минут, 7 сыйныф –0,8-0,9 минут, 8 сыйныф – 1,0 -1,2 мин, 9 нчы сыйныф – 1,2-1,5 минут. Тыңланган текстның эчтәлеге буенча сорауларга тулы, эзлекле һәм дөрес җавап бирсә, “5”ле куела. Тыңланган текстның эчтәлеге буенча сорауларга тулы һәм дөрес җавап биреп, 3-4 грамматик хата җибәрсә, “4”ле куела. Тыңланган текстның эчтәлеге буенча сорауларга өлешчә җавап биреп, 4-5 грамматик хата “3”ле куела. Тыңланган текстның эчтәлеге буенча сорауларга бөтенләй җавап бирми яки 5-6 фактик хата җибәрсә “2”ле куела. Укып аңлауны бәяләү Программаның предмет эчтәлегенә туры килгән әдәби, фәнни-популяр, рәсми характердагы текстлар белән танышу барышында, мәгълүмат белән эшләү күнекмәләренә ия булу. Мәгълүматны танып белү, үзләштерү ихтыяҗыннан чыгып, тәкъдим ителгән текстларны аңлап укырга өйрәнү. Күрмә-символик мәгълүматлы, иллюстрацияләр, таблицалы текстлар белән эшләү күнекмәләренә ия булу. Текст укыганда, кирәкле мәгълүматны аерып aлy, системага салу, чагыштыру, анализлау, гомумиләштерү, интерпретацияләү һәм үзгәртү кебек эшчәнлекләрне үзләштерү. Текстның эчтәлегенә нигезләнеп, контекст буенча яңа сүзләрнең мәгънәсен аңлау. Уку өчен текстның күләме: 70 сүзгә кадәр - 5 нче сыйныф; 100 сүзгә кадәр - 6 нчы сыйныф; 150 сүзгә кадәр - 7 нче сыйныф; 200 сүзгә кадәр - 8 нче сыйныф; 300 сүзгә кадәр - 9 нчы сыйныф; 400 сүзгә кадәр - 10 нчы сыйныф; 500 сүзгә кадәр - 11 нче сыйныф. № Таләпләр Билге 1 Программада куелган таләпләр үтәлсә, биремнәрдә 1 хата җибәрелсә. "5"ле куела 2 Программада куелган таләпләрдә артык әһәмиятле булмаган "4"ле куела житешсезлекләр булса, биремнәрдә 2-3 хата җибәрелсә. 3 Программада куелган таләпләрдән мөһим читләшүләр булса, биремнәрдә "3"ле куела 4-5 хата җибәрелсә. 4 Программада куелган таләпләр тулаем үтәлмәсә, биремнәрдә 6-7 хата "2"ле куела җибәрелсә. Сочинение язу күнекмәсенә таләпләр. Программада тәкъдим ителгән эчтәлек нигезендә актив куллануда булган сүзләрне дөрес яза, төрле калыптагы диалоглар, конкрет бер тема буенча хикәя төзи белү, прагматик текстлар (рецептлар, белдерүләр, афиша h.6.), эпистоляр жанр текстларын (шәхси һәм рәсми хатлар, котлаулар h.6.) дөрес яза белү; проблемага карата фикерне язмача җиткерә белү; тәкъдим ителгән текстның эчтәлегенә нигезләнеп, аны үзгәртеп яки дәвам итеп яза белү. Өйрәнү характерындагы сочинение 5 сыйныфта – 6-7 җөмлә, 6 сыйныфта – 7-8 җөмлә, 7 сыйныфта – 8-9 җөмлә, 8 сыйныфта – 9-10 җөмлә, 9 сыйныфта – 10-12 җөмлә. Контроль язма эшнең күләме: 70 - 80 сүзгә кадәр (9 нчы сыйныф). Сочинениене бәяләү нормалары. Билге Рус телле балалар «5» Эзлекле язылган һәм эчтәлек тулысынча ачылган; 1 орфографик, 1 пунктуацион яки 2 грамматик хата. «4» Тема эзлекле язылган, ләкин 2-3 эчтәлек ялгышы, 2-3 орфографик, 2-3 пунктуацион хата. «3» Тема өлешчә эзлекле язылган; эчтәлек тулысьнча ачылмаган; 4-5 орфографик, 4-5 пунктуацион хата. «2» Тема эзлекле язылмаган һэм эчтәлеге ачылмаган, 6 дан артык орфографик, 6 дан артык пунктуацион һәм грамматик хата Монологик сөйләмне бәяләү Программада тәкъдим ителгән темалар кысасында сөйләмнең коммуникатив типлары буенча бәйләнешле сөйләмне камилләштерү: сурәтләп сөйләү, эчтәлек сөйләү, хикәя төзү, персонажларны характерлау, хәбәр итү. Монологик сөйләм күләме: кимендә 8-10 фраза (5-7 нче сыйныфлар), 10-12 фраза (8-9 нчы сыйныфлар). Сөйләмнең вакыт ягыннан дәвамлылыгы -1,5-2 мин (9 нчы сыйныф). № Таләпләр Билге 1 Өйрәнелгән яки тәкъдим ителгән тема буенча әйтелеше, грамматик "5"ле куела төзелеше ягыннан дөрес һәм эчтәлеге ягыннан тулы, эзлекле булган монологик сөйләм өчен 2 Өйрәнелгән яки тәкъдим ителгән тема буенча эзлекле төзелгән, әмма аерым "4"ле куела сүзләрнең әйтелешендә, грамматик формаларында яки җөмлә төзелешендә 2-3 хатасы булган монологик сөйләм өчен 3 Өйрәнелгән яки тәкъдим ителгән тема буенча эзлекле төзелмәгән, "3"ле куела сүзләрнеңәйтелешендә, җөмлә төзелешендә 4-7 хатасы булган монологик сөйләм өчен 4 Өйрәнелгән яки тәкъдим ителгән темага монолог төзи алмаганда "2"ле куела Диалогик сөйләмне бәяләү Программа кысаларындагы тематикада диалогик сөйләм күнекмәләрен камилләштерү: диалог - сораштыру, диалог - тәкъдим, диалог - фикер алышу, катнаш диалоглар. Диалог күләме: hәp катнашучы ягыннан кимендә 5 сыйныф – 5-6 реплика, 6 сыйныф – 6-7 реплика, 7 сыйныф – 78 реплика, 8 сыйныф – 9-10 реплика, 9 сыйныф – 9-10 реплика. № Таләпләр Билге 1 Бирелгән ситуация яки өйрәнелгән тема буенча әңгәмә кора алганда, "5"ле куела. әйтелеше һәм грамматик төзелеше ягыннан дөрес, эчтәлеге ягыннан эзлекле һәм тулы диалогик сөйләм төзегәндә 2 Бирелгән ситуация яки өйрәнелгән тема буенча әңгәмә кора алганда, әмма "4"ле куела. репликаларның әйтелешендә һәм аерым сүзләрнең грамматик формаларында 2-3 хата жибәреп, эчтәлеге ягыннан эзлекле диалогик сөйләм төзегәндә 3 Өстәмә сораулар ярдәмендә генә әңгәмә кора алганда, репликаларның "3"ле куела. әйтелешендә һәм сүзләрнең грамматик формаларында 4-6 хата җибәреп, эчтәлеген бозып сөйләм төзегәндә 4 Бирелгән ситуация яки өйрәнелгән тема буенча диалог төзи алмаганда "2"ле куела. Изложениеләрне бәяләү Тыңланган текстның эчтәлеге тулы, эзлекле һәм дөрес язылган, 1 орфографик, 1 пунктацион яки 1 грамматик хаталы эшкә “5”ле куела. Тыңланган текстның эчтәлеге эзлекле һәм дөрес язылган, ләкин 1-2 эчтәлек ялгышы җибәрелгән, 2-3 орфографик, 2-3 пунктацион яки 2-3 грамматик хаталы эшкә “4”ле куела. Тыңланган текстның эчтәлеге өлешчә эзлекле һәм дөрес язылган, 4-5 орфографик, 4 пунктацион яки 4-5 грамматик хаталы эшкә “3”ле куела. Тыңланган текстның эчтәлеге бөтенләй ачылмаган, эзлекле язылмаган, 6 дан артык орфографик, 5 тән артык пунктацион яки 6 дан артык грамматик хаталы эшкә “2”ле куела. Сүзлек диктантларын бәяләү Хатасыз башкарылган эшкә «5»ле 1-2 хаталы эшкә «4»ле 3 яки 5 хаталы эшкә «3»ле 6 хаталы эшкә “2” билгесе куела.