работники (например, педагог-психолог), родители (законные представители) обучающихся, сотрудники иных организаций по профилю проекта (социальные партнёры). 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся МБОУ «Сигнальненская СОШ» является неотъемлемой частью реализации ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО. 2.2. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход. 2.3. Целью реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности является достижение обучающимися планируемых результатов на уровне личностных, метапредметных и предметных результатов, зафиксированных в ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО. 2.4. Задачи реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности: на уровне начального общего образования в качестве инструментария формирования универсальных учебных действий, а также в качестве критериальной базы оценки достижения обучающимися планируемых результатов на уровне метапредметных и предметных результатов, зафиксированных в ООП НОО, выступает метод учебного проектирования. Задачи начального обучения проектированию включают формирование следующих умений: планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с выработанным планом; планировать работу другого (других) для достижения определённого результата; анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания (рефлексивные умения); анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели; ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения; предъявлять и представлять ход проделанной работы и её результат. На уровне основного общего образования делается акцент на освоении учебно-исследовательской и проектной работы как типа деятельности, где материалом являются, прежде всего, учебные предметы. На уровне среднего общего образования исследование и проект приобретают статус инструментов учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и культуры. 2.5. Определение проектной и учебно-исследовательской деятельности 2 Учебный проект – метод организации образовательной деятельности, основанный на постановке социально или личностно значимой цели и её практическом достижении; самостоятельная продуктивная или исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую или социальную значимость. Основной тип учебного проекта – практико-ориентированный. Критерии оценки учебного проекта: актуальность и социальная значимость проблемы, на разрешение которой направлен проект; глубина изучения проблемы; наличие и качество практического результата, нацеленного на решение проблемы. Главная особенность учебно-исследовательской деятельности – это созданный интеллектуальный продукт, устанавливающий конкретную (научную) истину в ходе реализации определённых исследований и представленный в стандартном, заранее согласованном виде. Основные критерии оценки учебного исследования: научная значимость темы; обоснованность выбора методов исследования и грамотность их использования; глубина и грамотность анализа полученных результатов. 2.6. Типы проектов Типы проектов по основному виду деятельности обучающихся Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: исследовательское; инженерное; прикладное; бизнес-проектирование; информационное; социальное; игровое; творческое. Типы проектов по предметно-содержательной области: монопроекты - ограничены одной областью знаний, при этом может быть использована информация из других предметных областей; межпредметные проекты - охватывают несколько предметных областей и характеризуются комплексным подходом к решению проектных задач. Типы проектов по количеству участников: индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно и (или) под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или 3 нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной); групповой проект (от 2 человек до класса и более в рамках образовательной организации; муниципальный, областной, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете). Типы проектов по длительности (продолжительности) проекта: от мини-проекта, реализованного на одном учебном занятии до многолетнего проекта. Типы проектов по инструментарию системы оценки достижения планируемых результатов ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО: текущие проекты – проекты, реализуемые в рамках текущей урочной и внеурочной деятельности на основе рабочих программ по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности (1-11 классы); промежуточные (годовые) проекты – индивидуальные или групповые проекты, входящие в систему промежуточной (годовой) оценки метапредметных результатов ООП ООО и ООП СОО (7-8 классы); индивидуальные итоговые проекты - основная процедура итоговой оценки достижения метапредметных результатов ООП ООО и ООП СОО (911 классы). 2.7. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.) б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; б) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; в) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты; г) другие формы, предоставления результата (продукта) проектной деятельности. 3.ОБЩИЙ ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Проектная и учебно-исследовательская деятельность реализуется в урочной и внеурочной деятельности (как курсовой, так и за счет внеаудиторной занятости учителя). МБОУ «Сигнальненская СОШ» может реализовывать непосредственно курсы (учебные предметы, модули) «Проектная деятельность», «Индивидуальный итоговый проект» и другие курсы, направленные на достижение целей проектной и учебно4 исследовательской деятельности в рамках реализации Учебного плана и Плана внеурочной деятельности. 3.2. Ежегодно, до 01 сентября, Методическим советом МБОУ «Сигнальненская СОШ» принимаются и утверждаются приказом по школе Планы проектной и учебно-исследовательской деятельности учителяпредметника на учебный год (Приложение №1). 4. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ТЕКУЩЕЙ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1. Текущая проектная и учебно-исследовательская деятельность реализуется и оценивается в соответствии с рабочими программами учебных предметов и рабочими программами курсов внеурочной деятельности в 1 – 11 классах МБОУ «Сигнальненская СОШ». 5. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5.1. Промежуточная проектная и учебно-исследовательская деятельность (7-8 классы) организуется в течение учебного года в целях промежуточной (годовой) оценки достижения метапредметных результатов ООП НОО, ООП ООО. 5.2. Промежуточная проектная и учебно-исследовательская деятельность организуется в форме монопроектов (по учебным предметам). 5.3. В качестве промежуточных проектов могут выступать как индивидуальные проекты, так и групповые. 5.4. Непосредственными организаторами промежуточной проектной и учебно-исследовательской деятельности выступают учителя-предметники – руководители проектов. В обязанности руководителя проекта входит: подготовка перечня тем проектов; составление графика поэтапной работы обучающегося (ихся) над проектом; консультирование и оказание помощи по вопросам планирования, содержания и последовательности выполнения работы, подборе необходимых информационных источников, формирования и представления результатов исследования; контроль за ходом выполнения проекта в соответствии с составленным графиком; подготовка проекта к защите; подготовка письменного отзыва на проект. 5.5. Выполнение промежуточного проекта обязательно для каждого обучающегося 7-8 классов. Основными функциями обучающегося являются: выбор руководителя проекта; 5 посещение консультаций и занятий по проекту; ответственное отношение к работе над проектом, требованиями рекомендациям руководителя проекта; использование ресурсов МБОУ «Сигнальненская СОШ» для работы над проектом; подготовка проекта к публичной защите. 5.5. Этапы промежуточной проектной и учебно-исследовательской деятельности: установление заместителем директора по УВР квот количества обучающихся для выполнения проектов на каждого учителя-предметника; разработка руководителями проектов тем, форм, этапов и продолжительности проектов по предметам; требований к выполнению проектов; критериев оценивания проектов и форм отчетности по реализации проекта. Учитель-предметник формирует План проектной и учебноисследовательской деятельности учителя-предметника на год (Форма – Приложение №1); самостоятельное определение обучающихся с предметными областями для выполнения проектов и руководителями проектов. Классный руководитель формирует список обучающихся класса с указанием выбранной темы проекта каждого обучающегося, руководителя проекта и планируемой даты защиты проекта; издание приказа по школе о реализации проектной и учебноисследовательской деятельности; реализация промежуточной проектной и учебно-исследовательской деятельности согласно Плана проектной и учебно-исследовательской деятельности учителя-предметника на год; защита проектов и их оценивание по установленным руководителем проекта критериям. Сроки и формы защиты устанавливает руководитель проекта, он же осуществляет оценивание по разработанным критериям; объявление результатов на заседании междисциплинарной группе в целях оценки достижения обучающимся метапредметных результатов ООП ООО и занесение оценки в Листы оценивания уровня сформированности метапредметных результатов ООП ООО, а также в личное дело обучающегося. 6. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИТОГОВЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (9-11 КЛАСС) 6.1. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки достижения метапредметных результатов ООП ООО и ООП СОО. 6.2.Условия реализации ООП СОО обеспечивают для участников образовательных отношений возможность выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. 6 6.3. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 9-11 классов; его невыполнение равноценно получению оценки «Недостаточный уровень сформированности метапредметных результатов ООП ООО и ООП СОО». 6.4. Процедура выполнения индивидуального итогового проекта на уровне основного общего и среднего общего образования идентична. Различия касаются критериев оценивания индивидуального итогового проекта. 6.5. Тему, тип и форму индивидуального итогового проекта выбирает обучающийся. Ученик может самостоятельно предложить тему проекта, согласовав ее с руководителем проекта. 6.6. Непосредственными организаторами индивидуальных итоговых проектов выступают учителя-предметники – руководители проектов. В обязанности руководителя проекта входит: подготовка перечня тем проектов; составление графика поэтапной работы обучающегося над проектом; консультирование и оказание помощи по вопросам планирования, содержания и последовательности выполнения работы, подборе необходимых информационных источников, формирования и представления результатов исследования; контроль за ходом выполнения проекта в соответствии с составленным графиком; подготовка проекта к защите; подготовка письменного отзыва на индивидуальный проект. 6.7. Основными функциями обучающегося являются: выбор руководителя проекта; посещение консультаций и занятий по проекту; ответственное отношение к работе над проектом, требованиями рекомендациям руководителя проекта; использование ресурсов МБОУ «Сигнальненская СОШ» для работы над проектом; представление проекта руководителю не позднее, чем за две недели до даты защиты; подготовка проекта к публичной защите. 6.8. Выполнение индивидуальных итоговых проектов на уровне среднего общего образования может быть организовано только в 10 классе в объеме часов, предусмотренных на весь курс среднего общего образования, в целях освобождения учебного времени в 11 классе на подготовку к государственной итоговой аттестации. 6.9. Циклограмма выполнения индивидуального итогового проекта на уровне основного общего и среднего общего образования: Этап Срок реализации Содержание 7 1. Подготовите льный 2. Августсентябрь 8. Основной 9. Ноябрьмарт 15. Заключи тельный 16. Апрельмай 3. Установление заместителем директора по УВР квот количества обучающихся для выполнения проектов на каждого учителяпредметника. 4. Разработка руководителями проектов тем, форм и этапов проектной деятельности, а также форм отчетности по реализации проекта (План проектной и учебно-исследовательской деятельности учителя-предметника на год). Требования к выполнению проектов и критерии оценивания являются едиными для 9 и 1011 классов. 5. Самостоятельное определение обучающимися темы, типа и формы индивидуального итогового проекта, а также руководителя проекта. 6. Классный руководитель формирует список обучающихся класса с указанием выбранной темы проекта каждого обучающегося, руководителя проекта и планируемой даты защиты проекта. 7. Издание приказа по школе о реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности. 10. Разработка плана реализации индивидуального итогового проекта обучающегося, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации. 11. На индивидуальных консультациях выбор способа представления результатов проекта. 12. Осуществление обучающимся проектной и учебно-исследовательской деятельности. 13. Подготовка конечного продукта. 14. Оформление работы, предварительная проверка. 17. Защита проекта осуществляется специально организованной комиссией. 18. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта, презентации обучающегося и отзыва руководителя. 8 19. Итоговая отметка за индивидуальный итоговый проект на уровне основного общего образования выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования установленного образца – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в строку «Дополнительные сведения». 20. Итоговая отметка фиксируется в документе об уровне образования установленного образца – аттестате о среднем общем образовании 6.10. Требования к оформлению индивидуального итогового проекта Индивидуальный итоговый проект должен содержать: продукт проектной деятельности; паспорт проекта объёмом не более 6 машинописных страниц (формат А-4, шрифт TimesNewRoman, размер 14, интервал – 1, верхнее и нижнее поле – 2 см, правое – 3 см, левое -1,5 см, выравнивание по ширине, отступ -1.25), в котором выделены: титульный лист, где указаны: - полное наименование МБОУ «Сигнальненская СОШ», - название проекта, автор и руководитель проекта, консультант, - год его выполнения; пояснительную записку, в которой указаны: - цель и задачи проекта; - краткое описание хода его выполнения и полученных результатов; - список литературы и материально-технических ресурсов. Индивидуальный итоговый проект также включает краткий отзыв руководителя проекта (рецензия). Приложения (графики, схемы, таблицы и т.д.) выносятся в отдельный блок. Все страницы индивидуального итогового проекта (кроме титульного листа) нумеруются, при необходимости оформляются ссылки. Каждый раздел начинается с новой страницы, заголовок раздела располагается по центру страницы, точка после заголовка не ставится. 6.11. Для защиты индивидуальных итоговых проектов обучающихся 911 классов в МБОУ «Сигнальненская СОШ» создаётся специальная экспертная комиссия. Состав комиссии определяется Педагогическим советом и утверждается приказом по школе. 9 Индивидуальный итоговый проект может быть представлен на ежегодной школьной научно-практической конференции, открытых научнопрактических конференциях различного уровня. 6.12. Требования к защите индивидуального итогового проекта Защита проекта производится в сроки и по расписанию, установленному приказом по школе. Публичная защита индивидуального итогового проекта проводится в устной форме с обязательной демонстрацией проектного продукта и(или)презентации и не должна превышать 10 минут, количество слайдов в презентации – не более 16. После завершения выступления ученик должен ответить на вопросы комиссии (если таковые возникли). Публичное представление индивидуального итогового проекта обучающегося должно содержать: обоснование выбранной темы, доказательства её актуальности, цели и задачи проекта и степень их выполнения, обязательное указание на степень самостоятельности проделанной работы, описание возможностей применения продукта на практике в разных сферах деятельности; а также учитывается: эмоциональное воздействие на слушателей, правильность речи, артистичность, умение реагировать на вопросы, аргументируя свой ответ, дизайн проекта. 6.13. Критерии оценки индивидуальных итоговых проектов Критерии оценки Критерии оценки индивидуальных итоговых проектов индивидуальных итоговых проектов на уровне основного общего на уровне среднего общего образования образования (9 класс) (10-11 класс) При содействии руководителя Способность к проекта, способность поставить самостоятельному приобретению проблему и сформулировать знаний и решению проблем, основной вопрос исследования, проявляющаяся в умении поставить выбрать адекватные способы ее проблему и сформулировать решения, включая поиск и обработку основной вопрос исследования, информации, формулировку выводов выбрать адекватные способы ее и/или обоснование и решения, включая поиск и обработку реализацию/апробацию принятого информации, формулировку выводов решения, обоснование и создание и/или обоснование и модели, прогноза, макета, объекта, реализацию/апробацию принятого творческого решения и т.п. решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Сформированность предметных знаний и способов действий, 10 проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы Карта оценки индивидуального итогового проекта является Приложением №2 к настоящему Положению. При оценке индивидуального итогового проекта выделяется 2 уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный, главное отличие которых состоит в степени самостоятельности обучающихся в ходе выполнения проекта. Уровень определяется по следующему алгоритму: если по трем критериям определен базовый уровень, то общая оценка за индивидуальный итоговый проект – «Базовый уровень выполнения итогового проекта»; если по трем критериям определен повышенный уровень, или по двум критериям (среди них должен быть критерий «Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем») определен повышенный уровень, то общая оценка за индивидуальный итоговый проект – «Повышенный уровень выполнения итогового проекта». 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 7.1. Настоящее Положение обсуждается и принимается Педагогическим советом МБОУ «Сигнальненская СОШ» и утверждается приказом по школе. 7.2. Положение публикуется на сайте МБОУ «Сигнальненская СОШ» в течение 3 дней со дня утверждения приказом. 11 Приложение №1 План проектной и учебно-исследовательской деятельности учителяпредметника на __________год Этап Срок реализации Содержание Представление результата Приложение к Плану проектной и учебно-исследовательской деятельности учителя-предметника на год ФИО обучающегося Название проекта Тип проекта* Результат (продукт) проектной деятельности** Для промежуточных проектов – требования и критерии оценивания, сроки защиты *Выбрать: Индивидуальный или групповой; Монопроект или межпредметный; Типы проектов по основному виду деятельности обучающихся (см.п.2.6. настоящего Положения); Промежуточный или итоговый индивидуальный проект. ** Выбрать из п.2.7. настоящего Положения Приложение №2 Карта оценки индивидуального итогового проекта ФИО обучающегося _____________________________ Тема проекта ___________________________________ Руководитель проекта ___________________________ КРИТЕРИЙ 1. Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Базовый Баллы Повышенный /недостаточный работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить 12 0-2 работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; Баллы 3-4 пути её решения; 2.Сформированность предметных знаний и способов действий 3.Регулятивные действия продемонстрирована способность приобретать новые знания и /или осваивать новые способы действий; 0-2 продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; 3-4 показано умение достигать более глубокого понимания изученного 0-2 3-4 продемонстрировано понимание содержания выполненной работы; 0-2 продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности; в работе и ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки. продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы; работа доведена до конца и представлена комиссии 0-2 ошибки отсутствуют. 3-4 0-2 работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все этапы обсуждения и представления 3-4 некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя; -показано умение 0-2 контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно 3-4 13 3-4 4.Коммуникативные действия анализировать и распределять информацию; -при этом проявляются отдельные элементы самооценки самоконтроля обучающегося продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки презентации автор чётко и аргументированно отвечает на вопросы 0-2 тема ясно определена и пояснена; -текст хорошо структурирован, мысли выражены логично и последовательно, аргументы подобраны верно; -проект вызывает интерес с практической точки зрения; 3-4 0-2 автор свободно отвечает на вопросы 3-4 Итого баллов:_____________ Дата защиты__________________ Подписи членов комиссии (с расшифровкой): ____________________________________________ ____________________________________________ ____________________________________________ Критерии: от 0 до 8 баллов – недостаточный уровень; 9 - 26 баллов – базовый уровень; от 27 до 36 баллов – повышенный уровень. 14