Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания ФГОС НОО В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по предметам должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведѐтся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по учебным предметам. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Текущий контроль по предметам осуществляется в письменной и в устной форме. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения. Тематический контроль по предметам проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Изучив вышеперечисленную литературу, учителями МБОУ «Большеелгинская СОШ» была разработана следующая система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов. Оценочная шкала в 1 классе В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Успешность освоения учебных программ обучающихся 1 классов в соответствии с ФГОС НОО оценивается следующими уровнями: Качество освоения программы Уровень достижений 90-100% высокий 66-89% повышенный 50-65% средний меньше 50% ниже среднего Критерии оценивания по русскому языку При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, уровень сформированности устной речи. Высокому уровню развития каллиграфического навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1 негрубый недочѐт. Повышенному уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, если имеется 1 существенный недочѐт (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами и словами, пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1–2 негрубых недочѐта. Среднему уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, если имеется 23 существенных недочѐта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами и словами, пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 2-3 негрубых недочѐта. Ниже среднего уровня развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками. К числу негрубых недочѐтов относятся: частичные искажения формы букв; несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв; выход за линию рабочей строки; наличие нерациональных соединений; отдельные случаи несоблюдения наклона. Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок. Повышенному уровню развития знаний, умений и навыков соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 2, и работа содержит не более 2-3 недочѐтов. Среднему уровню развития знаний, умений и навыков соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5, и работа содержит не более 3–4 недочѐтов. Ниже среднего уровня развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочѐтов превышает указанное количество. Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочѐтов или допускается не более одной неточности в речи. Повышенному уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки оптимального уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов. Среднему уровню развития устной речи соответствуют неполные, недостаточно последовательные ответы ученика, допускает неточности в употреблении слов и построении предложений. Ниже среднего уровня развития устной речи соответствуют ответы, когда ученик отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, излагает материал несвязно. Критерии оценивания работ по литературному чтению При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо учитывать способ чтения, беглость, правильность, выразительность, понимание прочитанного, владение речевыми навыками и умением работать с текстом, умение работать с книгой. Высокому уровню развития навыка чтения соответствуют плавно–слоговой, целыми словами способ чтения без ошибок при темпе не менее 30 слов в минуту (на конец учебного года), понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. Повышенному уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 1 до 2 ошибок, темп чтения не менее 30 слов в минуту (на конец учебного года). Учащийся может понять определѐнные слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок при темпе ниже 25 - 30 слов в минуту. Учащийся не может понять определѐнные слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. Ниже среднего уровня развития навыка чтения соответствуют чтение по буквам при темпе ниже 25 слов в минуту без смысловых пауз и чѐткости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию. Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика самостоятельно ориентироваться в детской книге, легко вычленять на обложке и прочитывать название, определять тему, сопоставлять три внешних показателя еѐ содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации). Повышенному уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей еѐ содержания. Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему, принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте. Ниже среднего уровня уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой ученик не может самостоятельно ориентироваться в книге, не вычленяет, не прочитывает название, не может определить тему. Критерии оценивания работ по математике При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях. Высокому уровню развития устных и письменных вычислительных навыков соответствует умение производить вычисления без ошибок. Повышенному уровню развития устных и письменных вычислительных навыков соответствуют ответы и работы, в которых допущено не более 2 грубых ошибок. Среднему уровню развития устных и письменных вычислительных навыков соответствуют ответы и работы, в которых допущено от 3 до 4 грубых ошибок. Ниже среднего уровня уровню развития устных и письменных вычислительных навыков соответствуют ответы и работы, в которых допущено от 5 грубых ошибок. Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи. Повышенному уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик сам решает задачу. При этом в работах не должно быть более 1 грубой и 2-3 негрубых ошибок. Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает ошибки в вычислениях, но при решении задачи сам исправляет или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более 1 грубой и 3–4 негрубых ошибок. Ниже среднего уровня сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач. Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятияхсоответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки, распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, циркуль. Повышенному уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков. Среднему уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но не умеет выделить существенные признаки. Ниже среднего уровня сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, не соответствующие указанным требованиям. Критерии оценивания по окружающему миру Определение уровня развития умений и навыков по окружающему миру производится в соответствии с требованием программы на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр. Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике. Повышенному уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала. Среднему уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, в которых ученик неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике. Ниже среднего уровня развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. Критерии оценивания практических работ по технологии Высокий уровень тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии; правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; полностью соблюдались правила техники безопасности. Повышенный уровень допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления; в основном правильно выполняются приемы труда; работа выполнялась самостоятельно; норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %; полностью соблюдались правила техники безопасности. Средний уровень имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии изготовления; отдельные приемы труда выполнялись неправильно; самостоятельность в работе была низкой; норма времени недовыполнена на 15-20 %; не полностью соблюдались правила техники безопасности. Уровень ниже среднего имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; норма времени недовыполнена на 20-30 %; не соблюдались многие правила техники безопасности. Критерии оценивания практических работ по искусству (ИЗО) Критерии оценивания предметных умений Высокий уровень - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна. Повышенный уровень - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. Средний уровень - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки. Уровень ниже среднего - поставленные задачи не выполнены. Оценочные шкалы (2-4 класс). Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 – 4 классов в соответствии с ФГОС НОО оценивается по пятибалльной шкале. Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме: Качество освоения программы Уровень достижений Отметка в балльной шкале 90-100% высокий «5» 66-89% повышенный «4» 50-65% средний «3» меньше 50% ниже среднего «2» Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам: "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения. "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала; "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса; "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений. Критерии оценивания письменных работ по русскому языку Диктант Оценка "5" - за работу, в которой нет ошибок. Оценка "4" - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки. Оценка "3" - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок. Оценка "2" - за работу, в которой допущено более 5 ошибок. При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями: Учѐт ошибок в диктанте: Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»). Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибки отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Например, если ученик допустил ошибки в трех словах с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова», то они приравниваются к одной ошибке: бродить, осенью, деньки (подчеркнуты три ошибки, но засчитываются они как одна ошибка), если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, например, в словах деревья, давно, стоят, каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности ученика (например, небольшой словарный запас, неумение подобрать проверочное слово, плохая зрительная (моторная, долговременная) память и т. п.). Ошибкой считается: Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах; Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы. Примечание: Исправления, допущенные учеником, не учитываются при подсчете ошибок и не влияют на оценку работы. Качество почерка и аккуратность оформления работы так же не влияют на оценку выполнения итогового диктанта. Грамматическое задание Оценка "5" - без ошибок. Оценка "4" - правильно выполнено не менее 3/4 заданий. Оценка "3" - правильно выполнено не менее 1/2 заданий. Оценка "2" - правильно выполнено менее 1/2 заданий. Контрольное списывание Оценки «5» «4» «3» «2» Допустимое количество ошибок 2-й класс 3-й класс Нет ошибок. Нет ошибок. Один недочѐт графического характера. 1 -2 ошибки 1 ошибка 1 исправление 1 исправление 3 ошибки 2 ошибки 1 исправление 1 исправление 3 ошибки 3 ошибки 1 - 2 исправления 1 - 2 исправления 4-й класс Нет ошибок. 1 ошибка 1 исправление 2 ошибки 1 исправление 3 ошибки 1 - 2 исправления Словарный диктант Классы Количество слов Критерии оценки 1-й класс 2-й класс 6-8 слов 8-10 слов «4» - 1 ошибка и 1 исправление. «3» - 2 ошибки и 1 исправление. «2» -3-5 ошибок. 3-й класс 10-12 слов 4-й класс 12-15 слов Развитие речи (сочинение и изложение) В начальной школе выводится одна общая отметка за содержание и речевое оформление. Грамотность проверяется, но не оценивается. Оценка "5" - правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности); Оценка "4" - правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; - имеются отдельные фактические и речевые неточности; - допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста. Оценка "3" - допущены отклонения от авторского текста; - отклонение от темы; - допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей; - беден словарь; - имеются речевые неточности; - допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста; Оценка "2" - работа не соответствует теме; - имеются значительные отступления от авторской темы; - много фактических неточностей; - нарушена последовательность изложения мыслей; - во всех частях работы отсутствует связь между ними; - словарь беден; - более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста; Примечание: учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные » изложения и сочинения. Критерии оценивания по литературному чтению Чтение наизусть Оценка "5" - твѐрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвѐрдое усвоение текста. Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст Выразительное чтение текста Требования к выразительному чтению: 1. Правильная постановка логического ударения 2. Соблюдение пауз 3. Правильный выбор темпа 4. Соблюдение нужной интонации 5. Безошибочное чтение Оценка "5" - выполнены правильно все требования Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования Оценка "3" - допущены ошибки по трѐм требованиям Оценка "2" - допущены ошибки более чем по трѐм требованиям Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: 1. Своевременно начинать читать свои слова 2. Подбирать правильную интонацию 3. Читать безошибочно 4. Читать выразительно Оценка "5" - выполнены все требования Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям Оценка "2" допущены ошибки по трѐм требованиям Пересказ Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка "4" допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их. Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного. Критерии оценивания письменных работ по математике Работа, состоящая из выражений: Оценка "5" - без ошибок. Оценка "4" -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки. Оценка "3" - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки. Оценка "2" - 4 и более грубых ошибки. Работа, состоящая из задач: Оценка "5" - без ошибок. Оценка "4" - 1-2 негрубых ошибки. Оценка "3" - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки. Оценка "2" - 2 и более грубых ошибки. Комбинированная работа: Оценка "5" - без ошибок Оценка "4" - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче. Оценка "3" - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, допущена ошибка в ходе выбора действия, или вычислительная в задаче, вычислительные ошибки в решении примеров Оценка "2" - 4 грубые ошибки. Грубые ошибки: Вычислительные ошибки в выражениях и задачах. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия). Не решенная до конца задача или выражение. Невыполненное задание. Негрубые ошибки: Нерациональный прием вычислений. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи. Неверно сформулированный ответ задачи. Неправильное списывание данных (чисел, знаков). Недоведение до конца преобразований. В контрольной работе: задания должны быть одного уровня для всего класса; задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое предлагается для выполнения всем ученикам и их невыполнение не влияет на общую оценку работы; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками; оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и аккуратные исправления; за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Критерии оценивания по окружающему миру Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе: Оценка "5" - выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочѐт, ученик может привести примеры из дополнительной литературы. Оценка "4" - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала. Оценка "3" - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. Оценка "2" - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала. Ошибки и недочѐты, влияющие на снижение оценки: Ошибки: неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной; нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной; неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса; неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам; незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение; неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты. Недочѐты: преобладание при описании объекта несущественных признаков; неточности в определении назначения прибора, его использование; неточности при нахождении объектов на карте. Критерии оценивания практических работ по технологии Оценка "5" тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; задание выполнено качественно, без нарушения соответствующей технологии; правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка "4" допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; задание выполнено с небольшими отклонениями (в пределах нормы) от соответствующей технологии изготовления; в основном правильно выполняются приемы труда; работа выполнялась самостоятельно; норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %; полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка "3" имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; задание выполнено с серьезными замечаниями по соответствующей технологии изготовления; отдельные приемы труда выполнялись неправильно; самостоятельность в работе была низкой; норма времени недовыполнена на 15-20 %; не полностью соблюдались правила техники безопасности. Оценка "2" имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; норма времени недовыполнена на 20-30 %; не соблюдались многие правила техники безопасности. Критерии оценивания практических работ по искусству (ИЗО) Устный ответ: Оценка "5" ставится, если ученик: и Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала; и Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; - Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка "4" ставится, если ученик: Показывает знания всего изученного программного материала, материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи, использовать научные термины; - Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Оценка "3" ставится, если ученик: - усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 3.допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 4.отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит 2. содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; Оценка "2" ставится, если ученик: и не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; и не делает выводов и обобщений. и не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; и или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Критерии оценивания предметных умений Оценка "5" - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна. Оценка "4" - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. Оценка "3" - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки. Оценка "2" - поставленные задачи не выполнены. Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся начальной школы по музыке На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается: -степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности; -самостоятельность в разборе музыкального произведения; -умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний. Отметка «5» отлично Критерии отметки ученик может обосновать свои суждения, даѐт правильный и полный ответ, ающий характеристику содержания музыкального произведения, средств альной выразительности, ответ самостоятельный. «4» хорошо ученик даѐт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5»; ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя. «3» ответ ученика правильный, но неполный, средства музыкальной удовлетвор ительно выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. «2» - плохо ученик обнаруживает незнание и непонимание услышанного материала, но отвечает на некоторые наводящие вопросы учителя, откликается эмоционально. «1» - очень плохо ученик обнаруживает незнание и непонимание услышанного материала, не отвечает на наводящие вопросы учителя, не откликается эмоционально. В комплексной проверочной работе: по карточкам (знание музыкального словаря), кроссворды, блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы, применение широкого спектра творческих способностей ребѐнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребѐнком (рисунки, поделки и т.д.) за каждый вид работы ставится одна отметка. По окончании всех проверочных заданий каждому ученику ставится общая отметка за все выполненные или не выполненные задания. Отметка Критерии отметки «5» -отлично ставится, если все задания выполнены правильно; «4» - хорошо ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 заданий; ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины «3» удовлетворител ьно заданий; «2» - плохо ставится за работу, в которой правильно выполнено менее половины заданий; «1» - очень плохо ставится за работу, в которой совсем не выполнены задания. Критерии оценивания по ОРКСЭ Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Критерии оценивания предметных умений Высокий уровень- если у обучающегося наблюдается: активность и творческое отношение к выполнению заданий; умение применять полученные знания в жизни: в общении со сверстниками, взрослыми, живой природой; самостоятельный поиск информации по пройденной теме; умение оперировать понятиями и терминами; умение рассуждать по определенной теме, обосновывать свою точку зрения, донести ее до аудитории; имеет место отличный уровень выполнения самостоятельных работ в течение учебного процесса. Повышенный уровень- если у обучающегося наблюдается: - умение воспроизводить материал (пересказ, ответы на вопросы учебника и учителя) с помощью учителя или одноклассников; - знание терминов и понятий в неполном объеме; - нечеткое обоснование своей точки зрения; - умение оценивать чужую работу, но необъективно оценивать свою; - нарушение последовательности в описании и признаках объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; - нечеткое раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; - неточности в сравнении объектов по существенным признакам; - отдельные нарушения в последовательности описания события (объекта); - имеет место хороший уровень выполнения самостоятельных работ в течение учебного процесса. Средний уровень- если у обучающегося наблюдается: - ответ недостаточно логически выстроен; - план ответа соблюдается непоследовательно; - учащийся обнаруживает слабость в развѐрнутом раскрытии понятий, терминов, категорий; - ответ учащегося недостаточно аргументирован; - ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют; - имеет место низкий уровень выполнения проектных, самостоятельных работ в течение учебного процесса. Оценивание по результатам творческих работ Творческие работы могут быть представлены в виде проектов, презентаций и т.д. Проводится взаимооценка в виде создания и презентации творческих работ. Результаты подготовки и защиты творческих работ (проектов) могут учитываться при формировании портфолио учеников. Оценивание успеваемости по курсу предлагаем осуществлять в виде анализа каждой творческой работы по составленным критериям. № Критерии, показатели 1 Цели задания приняты обучающимся, конкретны. 2 Замысел работы реализован. 3 Содержание оптимально (научно, грамотно, доступно) 4 Характер изложения предлагаемого материала доступный, соответствует возрастным особенностям обучающегося. 5 Обучающийся использовал различные формы (самостоятельно, помощь родителей, учителя, интернет-ресурсы) и средства работы (применение Баллы ИКТ, иллюстративного материала). 6 Во время защиты творческой работы созданы условия для личностного общения с одноклассниками, для рефлексии. 7 Работа способствовала формированию следующих качеств обучающегося: а Любознательность и активность б Эмоциональность, отзывчивость в Общение с учителем и сверстниками г Соблюдение общепринятых норм и правил поведения д е Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Владение универсальными предпосылками учебной деятельности ж Владение необходимыми умениями и навыками 8 Обучающийся сумел заинтересовать одноклассников. Всего баллов: Предлагается оценить каждую из позиций по следующей шкале: 1. Достигнуто в высокой степени 2. Достигнуто частично 3. Достигнуто в малой степени 4. Не достигнуто (или не входило в цели) 3 балла 2 балла 1 баллов 0 баллов Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся начальной школы по физической культуре При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся: - старт не из требуемого положения; - отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту; - бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений; - несинхронность выполнения упражнения. Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения. Оценка успеваемости по физической культуре производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, выполнение учебных нормативов. Оценка должна стимулировать активность учащихся, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшит собственные результаты. Характеристика цифровой оценки (отметки) Практическая часть Отметка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок, когда все движения выполняются правильно, с соблюдением требований программы. Упражнение проделано легко, свободно, уверенно, слитно, точно, в правильном ритме. Отметка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких, когда выполнены все требования, предъявляемые к упражнению. Упражнение проделано легко, свободно, но при этом допущены незначительные ошибки. Отметка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат. Отметка «2» выставляется в том случае, когда упражнение выполнено неправильно, неуверенно, нечетко, с нарушением схемы движения, с двумя или тремя значительными ошибками. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок. В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту. Отметка «1» выставляется в том случае, когда упражнение не выполнено. Теоретическая часть Отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод. Отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, правовых и моральных норм. Примеры, приведенные учеником, воспроизводили материал учебников. На заданные экзаменаторами уточняющие вопросы ответил правильно. Отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения. Отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья. Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия. Татар теленнән бәяләү нормалары Диктант язганда: 1. Хатасыз һәм төзәтүләрсез,чиста, пөхтә, дөрес каллиграфия белән язылган эшкә "5"лекуела. 2,Орфографик хатасы 2 дән артмаганда, 1-2 төзәтү булып, чиста,пөхтә башкарылган эшкә "4"лекуела. 3.Орфографик хатасы 3-5 булса, эш бик үк чиста булмаса, каллиграфик тайпылышлар булса "3"ле куела. 4.0рфографик хаталары 5 тән артык булса һәм эш чиста, пөхтә язылмаса, төзәтүләр күп булса "2”ле куела. Грамматик биремнәргә: 1.Бөтен биремнәр дә дөрес булса, төзәтүләр булмаса "5"ле куела 2.Биремнәрнең 4/3 өлеше дөрес эшләнсә "4"лекуелар 3.Барлык биремнәрнең 2/1 өлеше дөрес эшләнсә "3"лекуела 4.Укучы биремнең яртысыннан артыгын эшләмәсә "2"лекуела. Контроль күчереп язуга: 1.Хатасыз һәм төзәтүләрсез, чиста, пөхтә, дөрес каллиграфия белән язылган эшкә "5"ле куела. 2.Әгәр эштә 1 орфографик хата һәм 1 төзәтү булса "4"ле куела. З.Эштә 2 орфографик хата һәм 1 төзәтү булса, бик үк тупас булмаган каллиграфик тайпылышлар киткән эшкә "3"ле куела. 4.Эштә 3 орфографик хата, 1-2 төзәтү булса, чиста, пөхтә язылмаса "2"ле куела. Тестларны бәяләү: А өлешендәге дөрес үтәлгән һәр бирем 3 баллдан бәяләнә; В- 4 баллдан; С- 5 баллдан бәяләнә; 97-100% - “5” ле билгесе; 77-96% - “4” ле билгесе; Ле билгесе; 50% тан түбән булса - “3” ле билгесе куела; Әдәби укудан бәяләү нормалары. Әдәби уку дәресләренең төп вазифасы- укучыларда дөрес, йөгерек, сәнгатьле итеп, текстның эчтәлеген аңлап уку күнекмәләре булдыру һәм үстерү, аларны китап белән эшләү алымнарына өйрәтү. 4 нче сыйныфта аерым сүзләр белән йөгерек, аңлап укуга караган осталык һәм күнекмәләре камилләшә, сәнгатьле уку күнекмәләре тәрбияләнә. Уку техникасы сыйныфтан сыйныфка камилләшә барырга тиеш. Уку сәләтен бәяләгәндә, текстның эчтәлеген аңлап, тиешле тизлектә, авазларны һәм сүзләрне дөрес әйтеп, интонацияне саклап, башкалар ишетерлек һәм аңларлык итеп уку мөһим. Кычкырып укыганда, сүзләрнең дөрес әйтелешенә игътибар ителә. Аерым җөмләләрне һәм текстны тиешле пауза белән логик басымны саклап укырга кирәк. Кычкырып уку белән бергә, баланың эчтән уку мөмкинлекләрен камилләштерү турында да онытмаска кирәк. Эчтән уку тизлеге дә гомуми таләпләргә туры килергә тиеш. Укуны гадел бәяләү максатыннан, укучыга 2-3 минутлык тоташ текст тәкъдим ителә. Шуннан соң аның уртача күрсәткечен ( 1 минутка ничә сүз укуын) табарга мөмкин. Уку күнекмәләрен бәяләү 1. Программада каралган таләпләрне тулысынча үтәсә ( авазларны, сүзләрне, җөмләләрне дөрес, сәнгатьле итеп, пауза һәм логик басымны саклап укыса ); укытучы биргән сорауларга җавап кайтара алса яки текст эчтәлеген аңлы рәвештә үзләштерсә, “5” ле куела. 2. Уку тизлеге гомуми таләпләргә туры килсә; сәнгатьлелек сакланса, ләкин укыган вакытта 2-3 әйтелеш хатасы җибәрсә; пауза һәм интонациягә караган төгәлсезлекләр булса; текстның эчтәлеген аңлап, укытучы биргән сорауларга җавап кайтара алса, “4” ле куела. 3. Уку тизлеге гомуми таләпләргә туры килмәсә; текстны сәнгатьле итеп укымаса; логик басым дөрес куймаса; әйтелешкә караган 3-4 хата җибәрсә; текстны өзеп-өзеп укыса; укытучы биргән сорауларга җавап кайтарганда, төгәлсезлекләр китсә; 4-5 әйтелеш хатасы җибәрсә, “3” ле куела. 4. Уку тизлеге бик акрын булса; барлык сүзләрне дә өзеп-өзеп укыса; текстны сәнгатьле, аңлаешлы итеп укымаса; әйтелеш нормаларын тупас бозса; орфоэпия һәм интонация хаталары эчтәлекне аңлауга җитди комачаулык тудырса; сүзләрне әйткәндә, 6 дан артык тупас бозып әйтү булса, “2” ле куела. Укучының монологик сөйләмен бәяләү Бирелгән тема ( рәсем яки ситуация ) буенча хикәя төзи белсә; дөрес интонация белән, тулы, эзлекле, текст эчтәлегенә үз мөнәсәбәтен, бәясен биреп сөйли алса, тупас булмаган пауза хаталары булса да, “5” ле куела. 4 нче сыйныфта бәйләнешле сөйләм 10-12 җөмлә тәшкил итә. Аерым паузалар, 1-2 сөйләм хатасы ясаса, укытучы тарафыннан 1-2 ачыклаучы сорау бирелсә, “4” ле куела. Теманың төп эчтәлеген ачса, 4-6 сөйләм хатасы ясаса, укытучы тарафыннан икедән артык ачыклаучы сорау бирелсә яки укытучы ярдәменнән башка сөйләмне башлый алмаса “3” ле куела. Сөйләмдә эзлеклелек сакланмаса, паузалада төгәлсезлекләр китсә, 6 дан артык сөйләм хатасы һәм грамматик хата ясаса, “2” ле куела. Диалогик сөйләмне бәяләү Тиешле темпта дөрес интонаөия белән сорау куйса, әңгәмәдәшенең сорауларына тулы җавап кайтарса, “5” ле куела. Дөрес сорау биреп, үзе дә әңгәмәдәшенең соравына дөрес җавап кайтарса, ләкин сөйләм вакытында укытучы ярдәменә мохтаҗ булса, 2-3 сөйләм хатасы җибәрсә, “4” ле куела. Укытучы ярдәмендә генә сорау бирсә яки җавап кайтарса, сораулар биргәндә, сүзләр һәм грамматик формалар табуда төгәлсезлекләр җибәрсә яки өйрәнгән җөмлә калыпларының бер өлешен генә үзләштерсә, 4-5 3 сөйләм хатасы җибәрсә, “3” ле куела. Әңгәмә вакытында зур авырлык белән генә сорау бирсә, сорауларга үз көче белән җавап бирә алмаса, 6 дан да артык хата җибәрсә, “2” ле куела