ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ и хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в МКОУ «Сигнальненская СОШ» I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящее Положение об индивидуальном учете результатов освоения учащимися образовательных программ (далее - Положение) разработано в соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Основной образовательной программой начального общего образования (далее ООП НОО), Основной образовательной программой основного общего образования (далее ООП ООО). Настоящее Положение разработано с целью учета достижения учащимися индивидуальных результатов освоения образовательных программ на разных этапах обучения, отслеживания динамики их развития, а также с целью установления соответствия реальных достижений учащихся ожидаемым результатам обучения, заданным основными образовательными программами. Система учета динамики индивидуальных достижений учащихся, являясь частью внутришкольного контроля (ВШК), представляет собой один из инструментов реализации требований ФГОС (ГОС) к результатам освоения общеобразовательной программы и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность, как педагогов, так и учащихся. Система учета индивидуальных учебных достижений учащихся обеспечивает: - реализацию индивидуального подхода в образовательной деятельности; - поддержку учебной мотивации учащихся; - получение, накапливание и предоставление всем заинтересованным лицам, в том числе родителям учащихся, информации об учебных достижениях учащихся, класса за любой промежуток времени; - выявление лидеров и отстающих среди учащихся с целью реализации индивидуального подхода в процессе обучения; - объективную базу для поощрения учащихся; - основу для принятия управленческих решений и мер, направленных на получение положительных изменений в образовательной деятельности школы в целях повышения ее результативности; - объективную основу для поощрения и материального стимулирования педагогического коллектива. Понятие индивидуальных учебных достижений учащихся включают в себя результаты: - личностные - усвоенные системы норм, ориентации и ценностей, позволяющие учащемуся функционировать в качестве полноправного члена общества; 2 - метапредметные - включающие освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования во всех сферах деятельности, самостоятельного планирования учебной деятельности; - предметные - освоенные знания, умения, навыки. Индивидуальный учет результатов освоения учащимися образовательных программ ведется педагогическим коллективом и отражается в соответствующих формах индивидуального учета результатов освоения учащимися образовательных программ, а также в портфолио школьника. П. УЧЕТ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ по ФГОС НОО Система учета индивидуальных учебных достижений обучающихся предусматривает уровневыи подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Выделяются недостаточный, базовый и повышенный уровни освоения ООП НОО. По окончании каждого класса достигнутый уровень обучающегося оценивается и фиксируется: Фиксация вывода-оценки о возможности продолжения образования на следующей ступени обучающимися _ класса « » ООП НОО № п/п 1. 2. 3. ФИО Уровень накопленной оценки Уровень выполнения итоговых работ повышенный повышенный базовый базовый Вывод-оценка о возможности продолжения на следующей ступени (с указанием уровня) повышенный базовый Учет личностных результатов Личностные результаты учащихся на уровне начального общего образования в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке. В данном случае используется неперсонифицированная информация. Формой оценки личностных результатов учащихся является оценка индивидуального прогресса личностного развития учащихся, которым необходима специальная поддержка. Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей) учащихся или по запросу педагогов (или администрации ОУ) при согласии родителей (законных з представителей) и проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии. Критерии и результаты оценки находят отражение в Портфолио учащегося. Учет метапредметных результатов. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося умственных действий, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью, умения проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах: как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий. - как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на интегрированной основе. Процедуры оценки: решение задач творческого и поискового характера; учебное проектирование; итоговые проверочные работы; комплексные работы на межпредметной основе; наблюдение; мониторинг сформированности УУД. Система оценивания метапредметных результатов входит во внутреннюю (накопленную) оценку,фиксируется в виде Листов сформированности УУД (Приложение № 1), которые являются частью Портфолио. Учет предметных результатов Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий, как базового (необходимого) уровня, так и повышенного (функционального). Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности обучающихся на начальном уровне общего образования. 4 При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний учебного курса. (Как уже отмечалось, содержание заданий для итоговой оценки достижения предметных результатов курса строится вокруг изучаемого опорного учебного материала, представленного в разделе «Выпускник научится».) Оценка достижения этих предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. На персонифицированную итоговую оценку на уровне начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующем уровне общего образования, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования. Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований. При подведении итогов оценки предметных результатов. Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием. Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Процедуры оценки: а) внутренняя накопленная оценка, б) итоговая оценка (внутренняя и внешняя). Процедура оценивания предметных результатов проводится на основании инструментария оценивания по 5-бальной системе. Результаты оценивания фиксируются в классном журнале и дневниках (в т.ч. электронных) обучающихся. III. УЧЕТ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ по ФГОС ООО Учет достижений планируемых результатов освоения ООП ООО является комплексным, включает оценку достижения обучающимися трех групп результатов образования: • предметных • метапредметных • личностных. Система оценки предусматривает уровневыи подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня,необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию. По окончании каждого класса достигнутый уровень обучающегося оценивается и фиксируется: Фиксация вывода - оценки для принятия решения об уровне освоения обучающимися _«_» класса ООП ООО и перевода в _ класс ФИО № обучающегося п/ п Внутренняя (накопленная) оценка Предметный Оценки за Средний Уровень уровень итоговые уровень сформиро работы за ванности итоговы УУД Средняя е работы 3 оценка по предметам УП го го ОоК И 5 класса О ио си о о о о о Выводоценка об уровне освоения ООП ООО класса I Учет личностных результатов Модель и инструментарий диагностики формирования личностных Личностные результаты Диагностическая база 1. Формирование ответственного Методика изучения отношения к учению, готовности мотивации обучения и способности обучающихся к школьников 5 класса саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и Ответственные Психолог Классный руководитель познанию 2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания 3. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества 4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности 5. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни 6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи Опросник диагностики Психолог способности к эмпатии Классный (А.Мехрабиена, руководитель Н.Эпштейна) Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко) Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой. Изучение ценностных ориентации личности (по модификации методики В.А. Ядова - Р. Рокича) Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко) Психолог Классный руководитель Индекс отношения к здоровью (по методике В.Ясвина, С.Дерябо) Проективная методика «Рисунок семьи» Психолог Классный руководитель Психолог Классный руководитель Психолог Классный руководитель На основе полученных результатов педагогической диагностики психолог и классный руководитель в конце 9 класса (а также по мере необходимости) составляют характеристику обучающегося. В характеристике отмечаются образовательные достижения и положительные качества ученика, даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного обучения. Характеристика хранится в личном деле учащегося. Учет метапредметных результатов Модель и инструментарий оценки достижения метапредметных результатов Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария: № Оценочные Инструментарий Ответственные п/п процедуры Фиксация результатов 1. Стартовая Стартовая комплексная Заместитель диагностика (5 класс) работа директора работа по УВР Лист оценивания сформированности УУД по результатам стартовой диагностики (Приложение№2) 2. Текущее оценивание Промежуточные Учителяметапредметной работы на предметники обученности межпредметной основе, проводят текущее направленные на оценивание и 1 раз в оценку полугодие на сформированности заседании познавательных, междисциплинарной регулятивных и группы коммуникативных коллегиально действий при решении оценивают уровень учебно-познавательных сформированности и учебно-практических УУД каждого задач, основанных на обучающегося. работе с текстом Результаты 3. Наблюдение за заносятся в Листы Учебно-практические выполнением учебно- задания, направленные оценивания практических заданий на формирование и сформированности оценку УУД. Листы коммуникативных, хранятся у познавательных, классного регулятивных УУД руководителя и 4. Текущее оценивание Критерии оценки Портфолио 5. 6. выполнения учебных исследований и учебных проектов Итоговая оценка метапредметной обученности учебного исследования и обучающегося. учебного проекта Защита итогового индивидуального проекта Критерии оценки итогового индивидуального проекта Итоговая комплексная работа на межпредметной основе Заместитель директора по УВР Лист оценивания сформированности УУД по результатам итоговой комплексной работы Оценочный инструментарий для текущих контрольно-оценочных процедур разрабатывается заместителем директора по УВР (для стартовой и итоговой комплексной работы) педагогами (для текущего оценивания) на основе централизованно разработанной спецификации и демоверсии комплексной работы. Оценка достижения метапредметных результатов является частью накопленной оценки. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Учет предметных результатов Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие пять уровней (используется 5-бальная система). Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Также выделяются следующие два уровня, превышающие базовый: • повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»); • высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, выделяются также два уровня: • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»). В действующем Положении о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации, переводе обучающихся и ликвидации академической задолженности данная оценка не предусмотрена. Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объема и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся. Модель и инструментарий оценки достижения предметных результатов Оценка достижения предметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария: № Оценочные Инструментарий Ответственные п/п процедуры Фиксация результатов 1. Стартовая Стартовые («входные») Учителя-предметники диагностика проверочные работы по Классные журналы (в учебным предметам т.ч. электронные) 2. Текущее и Самостоятельные работы, Учителя-предметники 10 промежуточное оценивание предметной обученности, включая творческие работы 3. Итоговая оценка предметной обученности проверочные работы, учебно-познавательные задачи, учебные исследования и учебные проекты. Диагностические работы Классные журналы (в т.ч. электронные) Итоговые контрольные работы Учителя-предметники Классные журналы (в т.ч. электронные) Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задается как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. Оценочный инструментарий для текущих и итоговых контрольнооценочных процедур разрабатывается педагогами самостоятельно согласно рабочим программам по предметам. IV. УЧЕТ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ по ФК ГОС Учет личностных результатов Учет личностных результатов по ФК ГОС классах осуществляется педагогом-психологом в удобной для него форме на основании неперсонифицированного психодиагностического обследования при помощи специализированных методик. Учет личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе мониторинговых исследований в целом по классу, а не по каждому ученику отдельно и является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности МКОУ «Сигнальненская СОШ». Учет метапредметных результатов Учет метапредметных результатов осуществляется: а) педагогом-психологом в удобной для него форме на основании персонифицированного психодиагностического обследования при помощи специализированных методик; б) учета выполнения индивидуальных и групповых проектов; в) учета социальной практики обучающегося. Учет предметных результатов 11 Предметные результаты включают в себя результаты освоения программ учебных предметов, представленных в учебном плане. Индивидуальный учет предметных результатов освоения учащимся основной образовательной программы осуществляется на бумажных и электронных носителях. Предметные планируемые результаты освоения образовательной программы оцениваются по 5-балльной шкале: «5» - отлично, «4» хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно. Оценка н/а (не аттестован) может быть выставлена только в случае пропуска обучающимся более 50% учебного времени. Оценки промежуточной аттестации выставляются в сроки, установленные Приказом «Об организованном окончании учебной четверти, полугодия, года» в соответствии с Годовым календарным учебным графиком. Годовая промежуточная аттестация проводится, как правило, без аттестационных испытаний с учетом текущих, четвертных, полугодовых оценок, если иное не предусмотрено рабочей программой отдельных учебных предметов, курсов (например, годовая контрольная работа). Отметка обучающегося за четверть или полугодие определяется как среднее арифметическое по правилам математического округления текущих отметок. Оценка не может быть выставлена при наличии менее трех текущих оценок. Годовая отметка определяется как среднее арифметическое четвертных (полугодовых) отметок и выставляется в классный журнал целыми числами в соответствии с правилами математического округления. В спорных случаях годовая отметка определяется как среднее арифметическое всех текущих отметок за год (исключая четвертные, полугодовые). В случае неудовлетворительных результатов учебного года обучающиеся и родители (законные представители) обучающихся уведомляются об этом под роспись в 3-дневный срок, с указанием даты ознакомления. Данное уведомление хранится в личном деле учащегося. Балльный учет предметных результатов обучающихся по ФК ГОС классов как текущий, промежуточный, так и итоговый (годовой) осуществляется в «Классном журнале» на бумажном носителе и а также в автоматизированной системе «Дневник.ру». Данные результаты представлены в следующих видах отчетов: - Сводная ведомость учета успеваемости в классном журнале и в личном деле обучающегося; - Отчет классного руководителя за учебный период; - Отчет учителя-предметника; - Итоги успеваемости и посещаемости МКОУ «Сигнальненская СОШ»; 12 В личном деле выставляются итоговые результаты учащегося по предметам учебного плана соответствующей основной образовательной программы. Итоговые результаты учащегося по каждому году обучения заверяются печатью и подписью классного руководителя. Результаты итогового оценивания учащегося по предметам учебного плана по окончании основной образовательной программы основного общего образования в 9 классах, среднего общего образования в 11 классах заносятся в книгу выдачи аттестатов, соответственно, за курс основного общего образования и среднего общего образования и выставляются в аттестат о соответствующем образовании. Ответственное лицо за сбор и хранение предметных результатов заместитель директора по учебно-воспитательной работе. V. ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ В АРХИВАХ ИНФОРМАЦИИ ОБ УЧЕТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ База данных по оценке качества образования хранится в учебной части учреждения на бумажном и (или) электронном носителях. Заместители директора осуществляет защиту информации от несанкционированного доступа. Данные, полученные в результате обработки отчетов, обсуждаются на административных совещаниях и заседаниях методических объединений. Выводы по анализу данных являются объективной основой для внесения корректив в план проведения внутришкольного контроля и планирования индивидуальной работы с учащимися. Результаты, полученные по каждому из учащихся, могут обсуждаться с родителями данного ученика для принятия решений, направленных на получение положительных изменений в учебных достижениях школьника. 13